Аттестация педагогических работников

Аттестация педагогических работников

Исходный документ(версия для печати — .pdf, 0.7 Мб)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобрнауки России)

ПРИКАЗ

Зарегистрирован в Минюст России
от 23 мая 2014 г.     N 32408

Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

       В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N27, ст. 3462; N30, ст. 4036; N48, ст. 6165; 2014, N6, ст. 562, ст. 566) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582),

       приказываю:

       1.

Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

       2. Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

       3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209 «О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999).

Аттестация педагогических работников: новый порядок

Аттестация педагогических работников: новый порядок

(Звонарева О.И.)

(“Отдел кадров бюджетного учреждения“, 2010, N 7)

24 марта 2010 г.

Приказом Минобрнауки России N 209 был утвержден Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее — Порядок N 209), который вступает в действие 01.01.2011. В связи с этим с указанного времени будет признан утратившим силу Приказ Минобразования России от 26.06.2000 N 1908. В настоящей статье рассмотрим новый Порядок аттестации, укажем, на что следует обратить особое внимание.

Формирование аттестационной комиссии

В п. 1.2 Положения о порядке аттестации (далее — Порядок 2000 г.) от 2000 г. основной целью проведения аттестации было определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. В отличие от него, в новом Порядке названы две цели проведения аттестации:

— установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей);

— подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

В зависимости от цели различается порядок проведения аттестации. В обоих случаях формируется аттестационная комиссия, но есть разница. Рассмотрим данный вопрос подробно.

Комиссия для аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений формируется органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования. Для аттестации педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений аттестационная комиссия формируется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения (п. 5 Порядка N 209). Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

Если проводится аттестация с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности, в состав комиссии включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный работник, или иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией учреждения профсоюзный представитель.

Если же аттестация проводится с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности работника и подготовки экспертного заключения для аттестационной комиссии. Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования.

Для признания заседания аттестационной комиссии правомочным необходимо присутствие на нем не менее двух третей ее членов. Педагогический работник вправе присутствовать при его аттестации на заседании комиссии, однако об этом необходимо письменно уведомить комиссию. Если работник без уважительной причины не явился на заседание аттестационной комиссии, аттестация может быть проведена без него.

Решение принимается в отсутствие аттестуемого открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов считается, что работник прошел аттестацию. Если аттестацию проходит педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, он не участвует в голосовании по своей кандидатуре. Результаты аттестации сообщаются работнику после подведения итогов голосования.

Решение комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня его подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Также в аттестационный лист в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, повышению его квалификации с указанием специализации и др. При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении ее рекомендаций. Новым Порядком не предусмотрена форма аттестационного листа, поэтому считаем, что после вступления в силу нового Порядка и до утверждения новой формы аттестационного листа можно будет использовать формы, применявшиеся ранее.

Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования. Педагогическим работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом.

Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с ТК РФ и в дальнейшем хранятся в личном деле педагогического работника. Результаты аттестации работник вправе обжаловать.

Подтверждение соответствия занимаемой должности

Особенностям проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности посвящен разд. III Порядка N 209. Согласно п. 17 Порядка N 209 проведение аттестации с указанной целью осуществляется один раз в пять лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Данному виду аттестации не подлежат:

— педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

— беременные женщины и женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация работников данных категорий возможна не ранее чем через два года после их выхода из такого отпуска.

Для проведения аттестации необходимо представление работодателя, содержащее:

— мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности;

— информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации;

— сведения о результатах предыдущих аттестаций.

С данным представлением работника необходимо ознакомить под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После этого работник вправе представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (а при первичной аттестации — с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.

Также не позднее чем за месяц до начала аттестации до педагогических работников, подлежащих аттестации, должна быть письменно доведена информация о дате, месте и времени проведения аттестации.

Непосредственно аттестация включает в себя квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности по занимаемой должности. По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений:

— соответствует занимаемой должности (указывается должность);

— не соответствует занимаемой должности (указывается должность).

Обратите внимание! Личная карточка работника (форма N Т-2), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, содержит разд. IV “Аттестация“, в котором необходимо указать результат проведенной аттестации.

IV. АТТЕСТАЦИЯ

————T————————T———————T————-¬

¦ Дата ¦ Решение комиссии ¦ Документ (протокол)¦ Основание ¦

¦аттестации¦ +———T———-+ ¦

¦ ¦ ¦ номер ¦ дата ¦ ¦

+———-+————————+———+———-+————-+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦

+———-+————————+———+———-+————-+

¦14.05.2010¦Соответствует ¦ 5 ¦14.05.2010¦Приказ от ¦

¦ ¦занимаемой должности ¦ ¦ ¦11.04.2010 ¦

¦ ¦учителя начальных ¦ ¦ ¦N 12 ¦

¦ ¦классов ¦ ¦ ¦ ¦

L———-+————————+———+———-+—————

Если в результате проведенной аттестации работник был признан не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор может быть расторгнут с ним в силу п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Напомним, согласно ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Обратите внимание!

При увольнении работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ рекомендуем вносить следующую запись в трудовую книжку: “Трудовой договор расторгнут в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации“. Слова “занимаемой должности“ могут заменяться на слова “выполняемой работе“ в зависимости от должностных обязанностей работника.

Установление соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям

Аттестация педагогического работника с целью установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), проводится согласно разд. IV Порядка N 209. В п. п. 30 и 31 данного Порядка указаны критерии установления педагогическим работникам той или иной квалификационной категории. В частности, первая квалификационная категория может быть присвоена педагогическим работникам, которые:

— владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

— вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

— имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

— имеют установленную первую квалификационную категорию;

— владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

— имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

— вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

Для проведения данного вида аттестации необходимо заявление самого педагогического работника.

С таким заявлением работник может обратиться в аттестационную комиссию не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории. Новым Порядком образец данного заявления не определен, вместе с тем он имеется в Приложении 1 к Порядку 2000 г. Поэтому, если до введения в действие Порядка N 209 форма такого заявления не будет установлена, считаем, можно оформлять заявление по форме, предусмотренной Порядком 2000 г. Согласно п. 25 Порядка N 209 заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня его подачи.

Сроки проведения данного вида аттестации для каждого педагогического работника определяются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий. Вместе с тем продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.

Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогического работника действительна в течение пяти лет.

Обратите внимание!

Согласно п. 2 Приказа N 209 квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие нового Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений:

— уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

— уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Если было принято решение о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.

Обратите внимание! Квалификационная категория сохраняется при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте РФ, в течение срока ее действия (п. 34 Порядка N 209).

О.И.Звонарева

Эксперт журнала

“Отдел кадров

бюджетного учреждения“

Подписано в печать

08.07.2010

Аттестация педагогических работников – это повышение профессиональных качеств

Аттестация педагогический работников – это не что иное, как оценка и изучение их профессионального уровня, их деловые и личных качеств, которые формировались на протяжении определенного времени на знаниях и навыках учащихся, их морального, творческого и физического развития.

Основные критерии проведения аттестации

Данная процедура – это прежде всего однозначная форма профессионального роста педагога. Она проводиться в том случае, если преподаватель хочет присвоить/подтвердить 1, 2 или высшую педагогическую категорию. Она может проводиться по инициативе самого педагога или директора учреждения образования. В случае, если эта процедура проводится по желанию педагога, то последний хочет присвоить себе педагогическую категорию.

Основные принципы аттестации педагогов

Выделяют 4 принципа, такие как:

  1. Объективность.

    Данный принцип базируется на выделении объектов и этапов аттестации, наличие личностного профессионализма, а также работу независимой группы экспертов. Все, кто будет аттестовать должны знать критерии, которые будут оценивать эксперты, требования и этапы прохождения этой процедуры. Только после всего вышеперечисленного возможна объективная оценка аттестуемых.

  2. Личная заинтересованность. Этот принцип подразумевает формирование у аттестуемых мотивации. К примеру, те кто буду повышать категорию, гарантировано могут ожидать повышение заработной платы.

  3. Целостная аттестация. Данный принцип предполагает логичный и последовательный этап проведения этой процедуры, который способен обеспечить правильные выводы об аттестуемых.

  4. Конфиденциальность. Запрещается разглашать какую-либо информацию об окончательных результатах процедуры без ведома экспертной комиссии. Только лишь она имеет право обнародовать результаты.

Принимая во внимание последний принцип конфиденциальности, стоит помнить, что любые промежуточные показатели или принятое решение экспертной комиссии заранее разглашаться не должны.

Основная идея аттестации

Данная процедура несет в себе еще одну идею, которую должен понимать, а также знать каждый педагог: повышая уровень квалификации, безусловно повышается уровень профессиональных качеств и знаний. А ведь именно эти критерии являются главными в работе педагога.

Использованы материалы порталов для учителей http://uchitelya.com и http://nsportal.ru

Статья 49 273-ФЗ — Аттестация педагогических работников

1. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

2. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

3. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства образования и
науки Российской Федерации
от 26 марта 2010 г. N 209

ПОРЯДОК
аттестации педагогических работников государственных и
муниципальных образовательных учреждений

I. Общие положения

     1. Настоящий порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее — Положение) определяет правила проведения аттестации педагогических работников1 государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы (далее соответственно – педагогические работники, образовательные учреждения, образовательные программы)2 .
     2. Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
     3. Основными задачами аттестации являются:
     стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда;
     выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
     учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
     определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
     обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
     4. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

II. Формирование аттестационных
комиссий, их состав и порядок работы

     5. Аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттестация педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений — аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся (далее — федеральные органы исполнительной власти).
     6. Аттестационная комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений.
     Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
     Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией образовательного учреждения профсоюзный представитель).
     7. Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям. предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.
     8. Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения.
     9. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.
     10. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
     11. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.
     При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
     Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
     12. Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
     13. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.
     В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.
     При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.
     14. Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. Педагогическим работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом.
     15. Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации3 .
     Аттестационный лист, выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, хранятся в личном деле педагогического работника.
     16. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Порядок аттестации педагогических работников с
целью подтверждения соответствия занимаемой должности

     17. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
     18. Аттестации не подлежат:
     педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
     беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
     19. Основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее — представление).
     20. Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.
     С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.
     21. Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала.
     22. Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.
     23. По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
     соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
     не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
     24. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации3. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации3).

IV. Порядок аттестации педагогических работников
для установления соответствия уровня их квалификации
требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям
(первой или высшей)

     25. Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника
     Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.
     26. Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий.
     27. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.
     28. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет.
     29. Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
     30. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
     владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
     вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
     имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
     31. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
     имеют установленную первую квалификационную категорию;
     владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
     имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
      вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
     32. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
     а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
     б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
     33. При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.
     34. Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия.

________________
1К педагогическим работникам относятся лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный N 11731. «Российская газета», 2008, N113).

2Аттестация работников, занимающих должности научно-педагогических работников проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 августа 2009 г. N 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 сентября 2009 г., регистрационный N 14772, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 40, 5 октября 2009 г.).

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, Ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст.

3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604, ст. 3732; N 30, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N48, ст. 5717.

admin