Ответы на вопрос «50.Антимонопольное регулирование.» — Конспектов.Нет

Ответы на вопрос «50.Антимонопольное регулирование.» — Конспектов.Нет

В данной статье рассмотрены основные аспекты антимонопольного регулирования в Российской Федерации. Изучены основные проблемы и направления антимонопольного регулирования в РФ на современном этапе развития.

На сегодняшний день российская практика антимонопольного регулирования активно развивается и изменяется под влиянием многих экономических, политических и общественных требований.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

На сегодняшний день антимонопольное регулирование в России представляет собой комплекс мер, направленных на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели .

В Российской Федерации функции антимонопольного регулирования выполняет Федеральная Антимонопольная Служба России (ФАС России).

Для обеспечения эффективной реализации указанных мер антимонопольная деятельность в РФ осуществляется по следующим направлениям:

  • Недопущение действий, направленных на ограничение конкуренции, хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке либо на его сегменте;
  • Предупреждение создания административных барьеров для входа на рынок;
  • Препятствование получению хозяйствующим субъектом доминирующего положения на рынке;
  • Принятие мер по избежанию злоупотребления доминирующим положением на рынке хозяйствующим субъектом – субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;
  • Своевременное пресечение возникновения негласных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции на рынке;
  • Осуществление контроля с целью поддержания конкурентной среды на рынке.

Основой российского антимонопольного регулирования служит система нормативных правовых актов, главенствующее место в которой занимает Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Сфера антимонопольного законодательства также дополняется другими нормативными правовыми актами.

Антимонопольное регулирование предполагает проведение детального анализа антимонопольным органом поведения данного хозяйствующего субъекта для определения степени и специфики его воздействия на конкурентную среду отрасли. Важно проводить его качественно и рассматривать отдельно каждый случай.

Такой анализ, с одной стороны, позволит решить вопросы текущие, по конкретным рынкам, с другой стороны, даст представление об общей ситуации и поможет скорректировать действующее антимонопольное законодательство. Кроме того, если рассматривать деятельность ФАС, то анализ способствует совершенствованию принятия решений по каждому делу и поможет сделать их более объективными. Проблемой является и то, что в системе государственных органов нет полного, исчерпывающего разграничения полномочий. Одни ведомства имеют слишком большое количество полномочий, и рассмотрение случаев нарушения антимонопольного законодательства становится менее качественным. С другой стороны, у некоторых ведомств забрали некоторые полномочия и функции, которые было бы логично, чтобы они реализовывали в связи с их спецификой.

Такой порядок способствует бюрократизации всей системы, и её результативность снижается. Поэтому необходима серьёзная перестройка системы распределения полномочий, однако, ясно то, что этот процесс может занять достаточно долгое время. Кроме того, чтобы успешно разграничить полномочия, необходима глубокая оценка текущей ситуации и разработка поэтапных мер для создания и реализации новой системы. Помимо этого, применение антимонопольного законодательства, со всеми его ограничениями, запретами, санкциями и проблемами ставит под сомнение необходимость системы с столь сильным административным контролем. Государство очень часто навязывает монополистам и даже не монополистам, а просто эффективным хозяйственным субъектам свою политику, ограничивая их в принятии решений. Например, законодательно запрещено закрывать предприятие, если оно не нарушает какие-либо явные нормы. Однако это лишь один пример. В любой области антимонопольного регулирования найдутся свои рестрикции, каким-либо образом ограничивающие хозяйствующий субъект.

При этом правильность решения о том, является ли субъект монополистом, ещё под вопросом из-за неэффективности ведомств. В связи со всей этой ситуацией, очевидно, что необходим пересмотр ограничений законодательства и функций контролирующих ведомств. Необходимо повысить продуктивность мониторинговых и контролирующих органов. Несмотря на кажущуюся строгость российского антимонопольного законодательства, мало того, что сами нормативно- правовые акты имеют размытое содержание, так ещё и органы, которые должны осуществлять надзор, выполняют свою работу достаточно плохо, часто пропуская средне и сильно монополизированные рынки .

Необходимо вспомнить, какому контролю со стороны Федеральной антимонопольной службы подвергается малый и средней бизнес. Получается, что вместо того, чтобы ограничивать крупные монополии и развивать малый и средний бизнес, все делается наоборот. Развитие малого и среднего бизнеса является одной из важных составляющих конкурентной экономики, поэтому стоит стимулировать его развитие, улучшая условия, а не ограничивать и сдерживать его. Кроме того, важно модернизировать критерий определения доминирующего положения на рынке. Необходимо разграничить предприятия, добившиеся доминирующего положения путем использования мер добросовестной конкуренции и предприятия, обладающие уникальными конкурентными преимуществами.

В российской антимонопольной политике сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, государственные органы имеют достаточно много полномочий в сфере антимонопольного регулирования и всеми силами стараются реализовать их, причем часто перегибая палку. Например, как уже было сказано ранее, ФАС ограничивает деятельность малого и среднего бизнеса, заводит всё новые дела, якобы на предпринимателей, осуществляющих монополистическую деятельность, хотя, понятно, что малый и средний бизнес не могут существенным образом повлиять на экономику.

Помимо этого, существует большое количество ограничений на рынке, которые не только останавливают монополистов, но и мешают осуществлять предпринимательскую деятельность хозяйствующим субъектам в целом. С другой стороны, в России до сих пор, даже несмотря на все эти меры, действует большое количество монополий. Почему так происходит, когда контролирующие органы имеют так много власти? Ответ кроется в том, как данные органы осуществляют свои полномочия, и как сформулированы данные меры. Контролирующие органы действуют неэффективно, а очень часто они вообще пользуются своими полномочиями и пробелами в законодательстве, чтобы предоставить конкурентные преимущества определенным фирмам. Это является большой проблемой для всей государственной системы.

Вследствие чего, складывается совершенно немыслимая, странная ситуация: с одной стороны, государство обвиняют в слишком большом использовании административных мер, ограничивающих конкуренцию, а с другой стороны, на рынке нет порядка, монополии практически беспрепятственно могут осуществлять свою деятельность, кроме того, появляются все новые монополистические объединения.

Особенно важна деятельность антимонопольной службы при регулировании финансового рынка на новых территориях Российской Федерации, который до сих пор нельзя назвать полностью сформированным. Деятельность антимонопольной политики в Российской Федерации достаточно спорная, прийти к общему мнению сложно. Ясно, что существует множество проблем, которые необходимо решать. Российская Федерация постоянно развивается, развивается рынок, развиваются и институты. Для успешного функционирования всей системы необходима конкуренция, а одним из способов обеспечения конкуренции является эффективная антимонопольная политика.

Таким образом, можно прийти к выводу, что необходима разработка, создание и реализация комплексных мер, обусловленных диалектическим единством достоинств и недостатков монополистической организации рынка, с учетом актуальных общественных проблем и потребностей.

Антимонопольное регулирование

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эф­фективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществ­ляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить усло­вия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополи­зации рынка, угрожающей его нормальному функционированию.

Антимонопольная политика – комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барье­ров и обеспечение равных условий для всех участников рынка, форми­рование общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Целями антимонопольной политики являются:

– оптимизация структуры рынка;

– воздействие на экономическое поведение субъектов;

– корректировка экономических результатов.

Принципы реализации антимонопольной политики заключается в следующем:

– содействие формированию рыночных отношений на основе раз­вития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации капитала;

– предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

– разумный подход к нормам антимонопольного законодательства, направленный на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции;

– законность, гласность и публичность в действиях антимонополь­ных органов.

Государственная антимонопольная политика направлена на огра­ничение монополистической деятельности и создание здоровой конку­ренции. Ее проведение способствует снижению и ликвидации админи­стративных, экономических, правовых, информационных и организа­ционных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъек­тов, достижению эффективной защиты прав собственников и обеспе­чению равных условий конкуренции для предприятий всех форм соб­ственности.

Беларусьприступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющего организаци­онные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффектив­ного функционирования товарных рынков, содействия и развития доб­росовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потре­бителей. Нормы конкурентного права заложены также в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском и Уго­ловном кодексах Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартиза­ции, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической дея­тельности.

Основные направления антимонопольной политики в современных условиях перечислены ниже.

Обеспечение контроля за экономической концентрацией. Настоя-щий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финан­сово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйст­вующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концен­трации, которые будут позитивно воздействовать на конкурентоспо­собность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государ­ственной экономической стратегии, посредством которой можно мо­билизовать имеющийся промышленный потенциал в целях обеспече­ния импортозамещения на внутреннем рынке и определенных конку­рентных преимуществ товаров отечественного производства на внеш­нем рынке.

Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонополь­ного органа обусловлена построением в республике социально ориен­тированной рыночной экономики, предусматривающей формирование цивилизованной конкурентной среды. Цель государственной политики в этом направлении – выработка цивилизованных и справедливых ме­тодов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок това­ров и услуг.

Дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулиро­вания цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и кон­троля.

Создание условий для ликвидации самих возможностей злоупот­ребления монопольным положением хозяйствующими субъектами, освобожденными от ценового регулирования. Приэтом остается необ­ходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечиваю­щую национальную, продовольственную и экологическую безопас­ность.

Развитие методологической базы по определению порядка цено­вого регулирования в сферах естественных монополий.

Составление и открытое ведение реестра монополистов. Внесен­ным в него предприятиям государство должно уделять повышенное внимание, контролируя их деятельность в области ценообразования, инвестиций, финансов, в том числе путем регулярного проведения аудиторских проверок.

Достижение поставленных задач предполагает совершенствование и гармонизацию нормативной правовой базы в соответствии с Согла­шением о единых принципах и правилах конкуренции и Соглашением о единых принципах и правилах регулирования деятельности естест­венных монополий в рамках Единого экономического пространства (ЕЗП).

Для того чтобы не допустить возникновения и усиления домини­рующего положения субъектов хозяйствования на товарных рынках и для ограничения конкуренции, будет организован системный контроль над монополистической деятельностью.

Необходимо также обеспечить взаимодействие антимонопольных и правоохранительных органов для выявления картельных соглашений, усилить ответственность за нару­шение антимонопольного законодательства. Предусматривается актив­ное сотрудничество с антимонопольными органами сопредельных го­сударств при проведении расследований таких нарушений на транс­граничных рынках. Значимость данного направления деятельности возрастает в связи с созданием Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, а также формированием ЕЭП.

Реализация намеченных мер позволит сократить масштабы моно­полизации и сформировать в республике добросовестную конкурент­ную среду, повысить конкурентоспособность продукции субъектов хозяйствования на товарных рынках.

Ценовая политика

Ценовая политика направлена на создание такой системы цен и ус­ловий, которая стимулирует динамичное развитие экономики, реали­зацию приоритетов государственной экономической политики, эффек­тивное использование трудовых, материальных и финансовых ресур­сов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и экономики в целом, рост жизненного уровня населения. Основными приоритетами ценовой политики в соответствии с Программой соци­ально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совер­шенствование государственного ценового регулирования в целях сти­мулирования структурной перестройки экономики.

Разработанные в стране Закон «О ценообразовании» и Кон­цепция государственной ценовой политики определяют ее цели: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий-монопо-листов и содействие формированию конкурентной рыночной среды, создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам (услугам) первой необходимости для категорий населения с низкой покупательной способностью.

Нестабильность финансовых систем, замедление экономического роста и обострение социальных проблем в периоды кризисов вынуждают правительства многих стран, включая Беларусь, принимать меры по стабилизации ситуации и сти­мулированию экономики, в том числе и меры антиинфляционного ха­рактера, предусматривающие регулирование цен.

Стратегическим направлением государственной ценовой политики Республики Беларусь должна оставаться либерализация цен в той мере, которая соответствует формированию рыночной среды. Последнее относится к развитию и поддержанию конкурентных начал в эко­номике, противодействию монополизму, государственному регулиро­ванию цен естественных монополий, т. е. к условиям повышения эф­фективности функционирования экономики.

Цены представляют собой один из важнейших элементов рыночной конъюнктуры, изменения которой необходимо постоянно отслеживать, предвидеть, прогнозировать. Для успешного функционирования на рынке его участники должны иметь достаточно полную и достоверную информацию о сложившейся здесь ситуации, что требует создания и постоянной поддержки системы ценового мониторинга. Эта задача актуальна не только на макро-, но и на микроуровне управления эко­номикой. Ни одна организация, крупная или малая, занимающаяся коммерческой деятельностью, не способна успешно функционировать без оценки положения на рынке.

В государственной ценовой политике обязательно соблюдение принципа «прозрачности», предполагающего наличие и доступность информации о ценах (тарифах), товарах, условиях продажи, квотах, лицензиях, регулирующих нормативных правовых актах, что позволит устранить предпосылки для неоправданной ценовой дискриминации и сократить число неумышленных нарушений законодательства о цено­образовании.

В число основных задач регулирования и контроля за ценообразо­ванием должны быть включены социально-экономический анализ и экспертиза цен (тарифов) на важнейшие виды продукции (услуг), про­филактика нарушений дисциплины цен, повышение роли обществен­ных организаций в вопросах контроля за ценами (тарифами) на потре­бительские товары (услуги).

Целесообразно продолжить практику применения в сфере ценового регулирования таких форм, как соглашения государственных органов об уровне цен (тарифов) или их динамике с производителями и проф­союзами, контроль за их выполнением, меж- и внутриотраслевые це­новые соглашения по «технологической цепочке», использование «ко­ридора цен», контроль за формированием цен на продукцию «критиче­ского импорта».

Государственное регулирование цен во внешнеторговой деятель­ности белорусских предприятий должно предусматривать защиту ин­тересов страны в части недопущения вывоза стратегически важных ресурсов и товаров по необоснованно низким ценам, не соответст­вующим уровню мировых цен, защиту внутреннего рынка от агрес­сивного воздействия зарубежных конкурентов, формирование равно­доходных цен в рамках единого таможенного, а в последующем – еди­ного экономического пространства.

Либерализация ценообразования потребовала принципиального изменения его методологии в направлении преодоления затратного подхода за счет формирования активной роли цены в принятии реше­ний в производстве и сфере распределения. Стабилизации цен при­званы способствовать использование современных маркетинговых методов управления предприятием, реализация программ по управле­нию затратами на производстве.

В период стабильного развития экономики республики ценовая по­литика должна базироваться на ограниченном государственном цено­вом регулировании и преимущественно свободном ценообразовании на основе спроса и предложения. Степень государственного влияния на цены будет зависеть от вида товаров, их социальной значимости, состояния конкурентной среды. Государственное регулирование цен сохранится на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), в том числе социально значимых, определяющих жизненный уровень насе­ления (лекарственные средства, жилищно-коммунальные услуги, ока­зываемые населению), а также продукцию организаций-монополистов.По мере роста доходов граждан предусматривается повышениеуровня окупаемости населением затрат на услуги ЖКХ. В целом уровень оку­паемости затрат тарифами на услуги жилищнокоммунального хозяй­ства в 2015 г. не должен превысить 60 %.

Перспективными направлениями государственной ценовой поли­тики Республики Беларусь являются закрепление позитивной дина­мики макроэкономических показателей, сложившейся в последние годы, создание условий для эффективного использования трудовых, материальных, энергетических ресурсов, повышения конкурентоспо­собности экономики, стабильного роста жизненного уровня населения.

Предыдущая32333435363738394041424344454647Следующая


Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 855;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Антимонопольное регулирование

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эф­фективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществ­ляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить усло­вия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополи­зации рынка, угрожающей его нормальному функционированию.

Антимонопольная политика – комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барье­ров и обеспечение равных условий для всех участников рынка, форми­рование общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Целями антимонопольной политики являются:

– оптимизация структуры рынка;

– воздействие на экономическое поведение субъектов;

– корректировка экономических результатов.

Принципы реализации антимонопольной политики заключается в следующем:

– содействие формированию рыночных отношений на основе раз­вития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации капитала;

– предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

– разумный подход к нормам антимонопольного законодательства, направленный на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции;

– законность, гласность и публичность в действиях антимонополь­ных органов.

Государственная антимонопольная политика направлена на огра­ничение монополистической деятельности и создание здоровой конку­ренции. Ее проведение способствует снижению и ликвидации админи­стративных, экономических, правовых, информационных и организа­ционных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъек­тов, достижению эффективной защиты прав собственников и обеспе­чению равных условий конкуренции для предприятий всех форм соб­ственности.

Беларусьприступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющего организаци­онные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффектив­ного функционирования товарных рынков, содействия и развития доб­росовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потре­бителей. Нормы конкурентного права заложены также в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском и Уго­ловном кодексах Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартиза­ции, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической дея­тельности.

Основные направления антимонопольной политики в современных условиях перечислены ниже.

Обеспечение контроля за экономической концентрацией.

Настоя-щий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финан­сово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйст­вующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концен­трации, которые будут позитивно воздействовать на конкурентоспо­собность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государ­ственной экономической стратегии, посредством которой можно мо­билизовать имеющийся промышленный потенциал в целях обеспече­ния импортозамещения на внутреннем рынке и определенных конку­рентных преимуществ товаров отечественного производства на внеш­нем рынке.

Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонополь­ного органа обусловлена построением в республике социально ориен­тированной рыночной экономики, предусматривающей формирование цивилизованной конкурентной среды. Цель государственной политики в этом направлении – выработка цивилизованных и справедливых ме­тодов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок това­ров и услуг.

Дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулиро­вания цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и кон­троля.

Создание условий для ликвидации самих возможностей злоупот­ребления монопольным положением хозяйствующими субъектами, освобожденными от ценового регулирования. Приэтом остается необ­ходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечиваю­щую национальную, продовольственную и экологическую безопас­ность.

Развитие методологической базы по определению порядка цено­вого регулирования в сферах естественных монополий.

Составление и открытое ведение реестра монополистов. Внесен­ным в него предприятиям государство должно уделять повышенное внимание, контролируя их деятельность в области ценообразования, инвестиций, финансов, в том числе путем регулярного проведения аудиторских проверок.

Достижение поставленных задач предполагает совершенствование и гармонизацию нормативной правовой базы в соответствии с Согла­шением о единых принципах и правилах конкуренции и Соглашением о единых принципах и правилах регулирования деятельности естест­венных монополий в рамках Единого экономического пространства (ЕЗП).

Для того чтобы не допустить возникновения и усиления домини­рующего положения субъектов хозяйствования на товарных рынках и для ограничения конкуренции, будет организован системный контроль над монополистической деятельностью.

Необходимо также обеспечить взаимодействие антимонопольных и правоохранительных органов для выявления картельных соглашений, усилить ответственность за нару­шение антимонопольного законодательства. Предусматривается актив­ное сотрудничество с антимонопольными органами сопредельных го­сударств при проведении расследований таких нарушений на транс­граничных рынках. Значимость данного направления деятельности возрастает в связи с созданием Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, а также формированием ЕЭП.

Реализация намеченных мер позволит сократить масштабы моно­полизации и сформировать в республике добросовестную конкурент­ную среду, повысить конкурентоспособность продукции субъектов хозяйствования на товарных рынках.

Ценовая политика

Ценовая политика направлена на создание такой системы цен и ус­ловий, которая стимулирует динамичное развитие экономики, реали­зацию приоритетов государственной экономической политики, эффек­тивное использование трудовых, материальных и финансовых ресур­сов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и экономики в целом, рост жизненного уровня населения. Основными приоритетами ценовой политики в соответствии с Программой соци­ально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совер­шенствование государственного ценового регулирования в целях сти­мулирования структурной перестройки экономики.

Разработанные в стране Закон «О ценообразовании» и Кон­цепция государственной ценовой политики определяют ее цели: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий-монопо-листов и содействие формированию конкурентной рыночной среды, создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам (услугам) первой необходимости для категорий населения с низкой покупательной способностью. Нестабильность финансовых систем, замедление экономического роста и обострение социальных проблем в периоды кризисов вынуждают правительства многих стран, включая Беларусь, принимать меры по стабилизации ситуации и сти­мулированию экономики, в том числе и меры антиинфляционного ха­рактера, предусматривающие регулирование цен.

Стратегическим направлением государственной ценовой политики Республики Беларусь должна оставаться либерализация цен в той мере, которая соответствует формированию рыночной среды. Последнее относится к развитию и поддержанию конкурентных начал в эко­номике, противодействию монополизму, государственному регулиро­ванию цен естественных монополий, т. е. к условиям повышения эф­фективности функционирования экономики.

Цены представляют собой один из важнейших элементов рыночной конъюнктуры, изменения которой необходимо постоянно отслеживать, предвидеть, прогнозировать. Для успешного функционирования на рынке его участники должны иметь достаточно полную и достоверную информацию о сложившейся здесь ситуации, что требует создания и постоянной поддержки системы ценового мониторинга. Эта задача актуальна не только на макро-, но и на микроуровне управления эко­номикой. Ни одна организация, крупная или малая, занимающаяся коммерческой деятельностью, не способна успешно функционировать без оценки положения на рынке.

В государственной ценовой политике обязательно соблюдение принципа «прозрачности», предполагающего наличие и доступность информации о ценах (тарифах), товарах, условиях продажи, квотах, лицензиях, регулирующих нормативных правовых актах, что позволит устранить предпосылки для неоправданной ценовой дискриминации и сократить число неумышленных нарушений законодательства о цено­образовании.

В число основных задач регулирования и контроля за ценообразо­ванием должны быть включены социально-экономический анализ и экспертиза цен (тарифов) на важнейшие виды продукции (услуг), про­филактика нарушений дисциплины цен, повышение роли обществен­ных организаций в вопросах контроля за ценами (тарифами) на потре­бительские товары (услуги).

Целесообразно продолжить практику применения в сфере ценового регулирования таких форм, как соглашения государственных органов об уровне цен (тарифов) или их динамике с производителями и проф­союзами, контроль за их выполнением, меж- и внутриотраслевые це­новые соглашения по «технологической цепочке», использование «ко­ридора цен», контроль за формированием цен на продукцию «критиче­ского импорта».

Государственное регулирование цен во внешнеторговой деятель­ности белорусских предприятий должно предусматривать защиту ин­тересов страны в части недопущения вывоза стратегически важных ресурсов и товаров по необоснованно низким ценам, не соответст­вующим уровню мировых цен, защиту внутреннего рынка от агрес­сивного воздействия зарубежных конкурентов, формирование равно­доходных цен в рамках единого таможенного, а в последующем – еди­ного экономического пространства.

Либерализация ценообразования потребовала принципиального изменения его методологии в направлении преодоления затратного подхода за счет формирования активной роли цены в принятии реше­ний в производстве и сфере распределения. Стабилизации цен при­званы способствовать использование современных маркетинговых методов управления предприятием, реализация программ по управле­нию затратами на производстве.

В период стабильного развития экономики республики ценовая по­литика должна базироваться на ограниченном государственном цено­вом регулировании и преимущественно свободном ценообразовании на основе спроса и предложения.

Степень государственного влияния на цены будет зависеть от вида товаров, их социальной значимости, состояния конкурентной среды. Государственное регулирование цен сохранится на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), в том числе социально значимых, определяющих жизненный уровень насе­ления (лекарственные средства, жилищно-коммунальные услуги, ока­зываемые населению), а также продукцию организаций-монополистов.По мере роста доходов граждан предусматривается повышениеуровня окупаемости населением затрат на услуги ЖКХ. В целом уровень оку­паемости затрат тарифами на услуги жилищнокоммунального хозяй­ства в 2015 г. не должен превысить 60 %.

Перспективными направлениями государственной ценовой поли­тики Республики Беларусь являются закрепление позитивной дина­мики макроэкономических показателей, сложившейся в последние годы, создание условий для эффективного использования трудовых, материальных, энергетических ресурсов, повышения конкурентоспо­собности экономики, стабильного роста жизненного уровня населения.

Предыдущая32333435363738394041424344454647Следующая


Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 853;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

admin